В помощь учёбе







Определить сколько слогов в слове для ребенка не сложно - приставить тыльную сторону кисти руки к подбородку. 
Сколько раз ударится подбородок о кисть руки - столько гласных в слове, значит столько и слогов.  Гласные можно петь, согласные пропеть нельзя, они как горошины отскакивают и не тянутся.


УЧИМСЯ СТАВИТЬ В СЛОВАХ УДАРЕНИЕ.


Что такое ударение в словах, многие дети уже знают ещё до школы, в период подготовки.  Но у некоторых никак не получается правильно определить его место в слове.
С ударением первоклассники сталкиваются в самом начале обучения, ещё до знакомства с буквами. Первоклассники сначала учатся  делить слово на слоги, потом ставить в слове ударение.
Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.
Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игры.

        Сказка о молоточке.

 Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и  никого не нашел. Мишка оставил свой след.   Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

 В это время на полянку выскочил Зайка.  Он уже давно бегал по лесу в поисках  Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был  Мишка. Зайка решил позвать его.

« Миш-ка, Миш-ка», — кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким  

Теперь Зайка и Мишка  решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек  на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я   Ударение — волшебный Молоточек».

978-5-86775-622-2-2

 

А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек «Ударение». Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.
 
 Главное, чтобы ребенок понял:
  • чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо «позвать» его,  произнося  нараспев.
  • Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.

Вот несколько игр для закрепления:

 Заблудились в лесу.

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый «громкий» звук в слове.
- Ми-и-ишка!
- Маши-и-инка!
- Сло-о-он!

Дом в лесу.

Ребенок учится не только учитывать количество звуков в слове, но и находить ударный звук.
Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика.
- В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.
Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове «слон», закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.

 Стройка.

Игра для закрепления навыка расстановки ударений.
- Со склада стройматериалов на стройку нужно привезти сначала ЦЕМЕНТ, затем КИРПИЧ, следом ПЕСОК потом ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец - ДОСКИ. Ты будешь шоферам.
Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка:
- Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ и т.д.

 Укротитель.

Ребенку даются карточки с написанными на них печатными буквами названиями диких животных, которых ему надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение «ставится» с помощью специальной фишки). Например, в слове БИЗОН, ребенок должен положить фишку на букву О. Если ребенок слишком долго думает или ставит ударение неправильно, животное «убегает» в лес (джунгли, степь и т.п.). Укротителю нужно правильно позвать его (см. игру «Заблудились в лесу»), чтобы оно вернулось.





Репетитор ( учитель начальных классов)



                           Учим состав числа до 10








Комментариев нет:

Отправить комментарий